Главная \ Закон & реклама \ Реклама и ЕНВД: точки соприкосновения

Закон & реклама

Закон & реклама

« Назад

Реклама и ЕНВД: точки соприкосновения  20.04.2012 09:26

  У «вмененных» фирм, размещающих рекламу, по- прежнему возникают вопросы. Как правило, они касаются перехода на ЕНВД и расчета налога. Чиновники из Минфина по мере сил разъясняют сложившуюся ситуацию. А иногда даже помогают компаниям выбрать оптимальный вариант учета. И все оказывается не такими уж и сложным, как казалось на первый взгляд.

Неразбериха с «подземкой»

На ЕНВД не переводят тех, кто распространяет информацию в салоне автомобилей, на стенах станций и переходов метрополитена.

Что касается размещения рекламы в поездах, то еще в 2005 году налоговики разъяснили, что такая деятельность не считается наружной рекламой, и поэтому ее нельзя перевести на ЕНВД. Ведь плакаты, стикеры и постеры размещают внутри вагона (Однако сейчас, ситуация изменилась. Теперь на ЕНВД переводят не только тех, кто занимается «наружкой», но и тех, кто распространяет (размещает) рекламу на транспорте. Список такого транспорта приведен в подпункте 11 пункта 2 статьи 346. 26 Налогового кодекса. Это автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые и грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы, речные суда. Как видите, этот перечень закрыт. И метро в нем не значится. В итоге получается, что хотя деятельность метрополитена и относится к прочим видам сухопутного транспорта (ОКВЭД ОК 029-2001), применить ЕНВД здесь не получится.

Между делом

Питерские депутаты предлагают дополнить перечень видов деятельности, которые можно переводить на уплату «вмененного» налога. Они хотят добавить в пункт 2 статьи 346.26 НК РФ еще один подпункт. Если поправки пройдут в Думу, и законодатели примут их, то платить ЕНВД должны будут те, кто «распространяет и размещает рекламу в метрополитене».

Самореклама на автомобиле

Фирма разместила информацию о себе (адрес, телефон, схему проезда) на автомобиле. Должна ли она платить ЕНВД? Вот вопрос, который волнует многих бухгалтеров.

По мнению сотрудников финансового ведомства, ответ на него отрицательный. Причем это относится к размещению информации как на собственном транспорте компании, так и на машинах, которые ей не принадлежат. Об этом финансисты сообщили в письме от 13 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/198.

И дело даже не в том, что сведения о своей компании в принципе не являются рекламой (давать такие сведения - обязанность любой фирмы по Закону РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Обратимся к закону

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» сказано, что его действие не распространяется, в частности, на «информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом».

А пункт 1 статьи 3 этого же документа дает определение рекламы: «реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Причина в том, что распространение и размещение компанией информации о самой себе не относится к предпринимательской деятельности.

Надо сказать, что в данном случае минфиновцы абсолютно правы. Ведь в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ речь идет о тех, кто оказывает клиентам платные услуги (ведет предпринимательскую деятельность) по размещению рекламы на транспорте. Проще говоря - «вмененщиками» становятся рекламные агентства, а не фирма - рекламодатель.

Заметьте: все это применимо и к рекламе, которую компания дает в СМИ (письмо Минфина России от 15 мая 2006 г. № 03-11-04/3/256).

Реклама на транспорте: Минфин советует....

Совсем недавно минфиновцы дали совет тем «рекламистам», которые размещают информацию на арендованных автобусах и троллейбусах.

Финансисты разрешили таким фирмам при расчете ЕНВД корректировать значение коэффициента базовой доходности (К2). Правда, делать это можно только в том случае, если машина выходит на маршрут не каждый день, а по утвержденному графику (письмо Минфина от 16 июня 2006 г. № 03-11-04/3/290).

Это означает, что компании вправе посчитать коэффициент К2 самостоятельно. Для этого нужно разделить количество дней выхода транспорта на общее число дней в месяце. Напомним: по общему правилу, К2 устанавливают местные власти. Его пределы колеблются от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.28 НК РФ). Поэтому «рекламщикам» придется выбирать, что для них выгоднее: воспользоваться советом Минфина или применить К2, установленный местными законами.

... и объясняет

Финансисты разъяснили: если рекламное агентство размещает информацию о клиенте на транспорте (наносит и монтирует рекламные материалы и т.п.), то оно и перечисляет «вмененный» налог. Ведь платить ЕНВД должен тот, кто непосредственно создает и распространяет рекламу для заказчика. А никак не та компания, которая предоставляет транспорт для размещения на нем информации.

Однако, подчеркнули чиновники, если информацию на борта машины наносит не агентство, а собственник транспорта, то платить ЕНВД должен именно он (письмо Минфина от 16 июня 2006 г. № 03-11-04/3/290).

Надо сказать, что подобные разъяснения Минфина пришлись как нельзя кстати, поскольку с прошлого месяца действует новый Закон о рекламе. Этот закон изменил правила оформления сделок на размещение рекламы на транспорте. Теперь владельцы машин обязаны заключать договоры на размещение рекламы с непосредственными рекламодателями.

Вот что по этому поводу думают эксперты бератора «Современная налоговая энциклопедия»: «Будет «транспортник» платить ЕНВД или нет, зависит от того, что именно записано в договоре с клиентом. Чтобы не попасть в «рекламную западню», нужно написать, что владелец машины только передает в аренду борта транспортного средства. Значит и доход по этому договору он получает только от сдачи собственности в аренду. А создавать, монтировать, наклеивать или наносить рекламные материалы будет агентство (по договору с заказчиком)».

Реклама на табло

«Вмененщикам», которые размещают рекламу на электронных табло, Минфин подсказал, как можно уменьшить площадь, «участвующую» в расчете ЕНВД.

Такие фирмы определяют облагаемую базу, умножив площадь информационного поля рекламного щита на базовую доходность (пункт 3 статьи 346.29 НК РФ). Причем, «площадь поля» для расчета ЕНВД - это только площадь светоизлучающей поверхности светодиодов (ст. 346.27 НК РФ). Она меньше поверхности всего электронного табло. При расчете ЕНВД, подчеркнули финансисты, нужно брать именно площадь поверхности светодиодов.

Однако, компаниям, которые используют табло с автоматической сменой изображения, нужно помнить следующее. Для них информационным полем считается вся площадь экспонирующей поверхности (346. 27 НК РФ). С нее то и нужно платить ЕНВД (письмо Минфина России от 28 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/224). И этот показатель не зависит от объема нанесенных на табло сведений. Так, если плакат занимает лишь половину поверхности рекламной конструкции, это не позволяет компаниям платить вдвое меньше (письмо Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/77).

Это важно!

«Вмененный» налог не платят «рекламщики», если они занимаются так называемыми «доделками»: демонтируют изображения, переклеивают плакаты и т.п. С такой деятельности нужно платить «обычные» налоги или применять УСН.

Выходит, что первоначальное распространение, размещение, создание рекламных продуктов под ЕНВД подпадает. А вот, к примеру, «подновление» плаката уже нет. Поэтому придется вести раздельный учет по видам деятельности.

---

 

Источник: Практическая бухгалтерия, www.berator.ru , 
А. Ильина, эксперт ПБ

 

 



В Тюмени антимонопольщики запретили ТРИЦ печатать на квитанциях с квартплатой рекламу. По мнению специалистов УФАС, информация, размещенная на обратной стороне квитков, выходит за рамки требований к информационному содержанию платежного документа за коммунальные услуги.
В Тюмени по улице Широтной в направлении от ТЭЦ-2 в сторону центра были демонтированы незаконные рекламные конструкции. Рабочие при поддержке сразу нескольких единиц спецтехники ловко и быстро разбирали билборды. За считанные минуты им удалось погрузить сразу несколько конструкций.

Тюменский батутный парк Kenga выпустил проморолик, в котором использовал копию знамени Победы. Таким образом руководство парка сообщило о новой развлекательной акции.